DSC04988

Театр-музей Сальвадора Дали

Фигерас – небольшой городок на северо-востоке Каталонии, расположенный практически у самой границы с Францией. Его название переводится как «фиговое дерево», поэтому лист именно этого дерева украшает официальный герб города. Не смотря на то, что в Фигерасе проживает лишь 45 тыс. человек., он известен на весь мир!

DSC08331А прославил город его самый знаменитый уроженец — неподражаемый художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Великий гений и безумец подарил родному Фигерасу самое большое сокровище — «Театр-музей», который ежедневно привлекает огромное количество туристов.

DSC08329Наше знакомство с городом началось с необычного памятника ветру «Трамонтана», который установлен при въезде в Фигерас. Шквальный северный ветер, зарождающийся на вершинах Пиренейских гор и стремящийся к Средиземному морю, существенно влияет на жизнь местных жителей. Его порывы могут длиться 10 дней подряд, а скорость часто достигает 230 км/ч! Сто лет назад постояльцам, решившимся во время, когда дует трамонтана, выйти из гостиницы, выдавали 2 кирпича – по одному в каждый карман ). Появилось и определение «трамонтанутый», которым называют местных жителей, зачисляя их к чудакам или эксцентричным гениям. Сальвадор Дали – яркий тому пример!

DSC08330Дальше наша задача – найти бесплатный паркинг. Покружив по городу, находим такое местечко (av. Costa Brava) и отправляемся к главной достопримечательности – «Театру-музею Дали».

DSC04978Процесс создания единственного в своем роде музея начался в 1961 г. по инициативе самого Сальвадора Дали: «Где еще, как ни в моем городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же еще? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трем причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещен…; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы».

DSC04986Не заметить «Театр-музей» просто невозможно! Его силуэт стал символом международного поп-арта. Красное здание причудливой архитектурной формы украшено маленькими золотыми булочками, а на его крыше  возвышаются огромные белые яйца и манекены в стиле ар-деко.

DSC04988Все объекты декора были исключительно важны для создателя. Фетишем Дали и его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб. «Аристократичный» и «эстетический» хлеб символизировал, по мнению Дали, «роскошное воображение». Не удивительно, что орнамент стен – сотни керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Для завершения оформления экстерьера здания художник отобрал и несколько гигантских яиц, символизирующих «прежнюю жизнь» и «возрождение».

DSC08390В «Театре-музее» воплощены все творческие мечты художника. По замыслу автора, знакомство с его «детищем» следует начинать извне — с площади Гала-Сальвадор Дали. Именно здесь посетители приобщаются к искусству и пытаются уловить мысли и задумки эксцентричного гения.

DSC04985Над центральным входом в здание расположились золотые манекены. Двое, стоящие по краям, держат в вытянутых к небу руках атом водорода – постоянно повторяющийся образ, свидетельствующий о пристрастии Дали к науке. Чуть ниже – фигуры белых латников с батоном хлеба на голове. А  водолаз в скафандре – символ погружения в глубины подсознания.

DSC04984Мы приехали в Фигерас уже во второй половине дня, но желающих посетить удивительное место было довольно много. Покупаем билеты (18 евро) и проходим внутрь. В вестибюле можно сдать вещи в камеру хранения и отправиться гулять «налегке». Здесь же берем программку  и, следуя ее указаниям, идем на экскурсию.

20150522_153244Сразу попадаем во внутренний двор — настоящий сад под открытым небом, в центре которого возвышается необычная инсталляция. На капоте черного «Кадиллака» стоит скульптура обнаженной женщины – «Великая Эсфирь», тянущая цепями колонну Траяна из автомобильных шин. К колонне прикреплена лодка Гала, увенчанная черным зонтом. По мнению Дали, эта инсталляция – величайший сюрреалистический памятник в мире.

DSC04980Черный «Кадиллак» Сальвадор Дали подарил своей супруге, сообщив, что «в мире только 6 таких такси. Одна машина принадлежала Рузвельту, вторая – Кларку Гейблу и т.д. А это – четвертая копия знаменитого «Дождливого такси».

DSC08385Бросив 1 евро в специальное отверстие возле машины, вы увидите, как зонт сверху начинает медленно открываться-закрываться, а потом на пассажиров в салоне льется вода.

DSC04979Весь внутренний дворик засажен миртом — деревом любви. Здесь он – в честь любви к Гала. А в нишах здания все те же золотые манекены, которые, как зрители в театре, рассматривают происходящее внизу.

DSC04966Поднимаемся по белому мраморному пандусу, проходим через стеклянные двери и попадаем в просторный холл. Потолок украшает огромный прозрачный купол, ставший символом не только «Театра-музея», но и всего Фигераса. Дали неспроста выбрал именно купол: для него он был «воплощением единства и монархии».

DSC08341В центре холла — огромная картина, которую Дали написал в Нью-Йорке для декораций к балету «Лабиринт» по мифу о Тесее и Ариадне.

DSC08342Рука Сальвадора Дали ощущается в каждой мельчайшей детали музея. Можно часами рассматривать интерьер, замечая все новые и новые нюансы.

DSC08345На месте следующего зала когда-то был главный рыбный рынок Фигераса, поэтому зал и получил название «Рыбные лавки». Здесь в основном собраны ранние и поздние картины художника. Автор намерено расставлял полотна в хаотичном порядке, хронология была чужда для сюрреалиста. Картина из раннего периода творчества Дали — «Сатирическая композиция» (1923 г.) — была навеяна работами Матисса. На ней ирония и сатира решают специфические задачи автора.

DSC08352«Я провожу эксперименты с целью создания атмосферы или, точнее говоря, изучаю структуру пустоты…», — писал Дали своему другу Гарсии Лорке. Так и появилась еще одна картина — «Сифон и бутылочка рома» (кубистская живопись) (1924 г.).

DSC08347

А на соседней стене – шедевр более позднего периода — «Воин» (1982 г.).

DSC08355В этом же зале в двух стеклянных витринах находятся образцы стереоскопического изображения, создающие третье измерение, — «Структура ДНК» и «Афины в огне!». Вот такой визуальный эффект.

DSC08360В «Зале Сокровищ» останавливаемся возле работы «Девушка из Фигераса» (1926 г.). Дали воссоздает стереотип женской красоты, которая все чаще подвержена моде и рекламе.

DSC08351Каждый зал и экспонат «Театра-музея» обладает силой притяжения и создает ощущение особой тайны. Чего только стоит копия «Ретроспективного женского бюста» (1933 г.), впервые показанного на выставке сюрреалистов в парижской галерее. Этот бюст художник дополнил муравьями, кукурузными початками и батоном хлеба, а на заднем фоне — тушки фазанов.

DSC08361Следующий зал «Дворец ветра» был по-особенному дорог Сальвадору Дали, т.к. именно здесь в возрасте 14 лет он впервые выставил свои работы. Прежде всего зал поражает восхитительной росписью на потолке, которая и дает ему такое название. Автор говорил, что эта работа таит в себе парадокс: глядящим вверх зрителям кажется, что они видят облака и небо, но на самом деле это — чисто театральный эффект, поскольку вместо неба мы видим землю, вместо земли — море, а вместо солнца зияет дыра.

DSC08378Из зала выходят сразу несколько комнат, одну из них художник оформил как собственную спальню. Сразу же привлекает внимание необычная кровать и золотой скелет.

DSC08376Над кроватью висит гобелен со знаменитой картины «Постоянство памяти» (1931 г.). Работник музея сообщила, что сама картина очень маленькая по размеру. Находится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина не имеет цены, картина – бесценна!

DSC04974В соседней комнате на спирали из чайных ложек к потолку прикреплена своеобразная лампа в модернистском стиле. Это голова богини Фортуны с завязанными глазами.

DSC08380В зале «Дворец ветра» находится и скульптура «Александрийский воин Д’Алонсо» на постаменте из двух опрокинутых Ник Самофрокийских.

DSC04975После просмотра нескольких залов уже тяжело понять, откуда мы пришли и куда идем. Сам Дали проектировал Театр-музей как огромный лабиринт, где посетитель имеет возможность, свернув за угол, неожиданно «прикоснуться» к новому произведению искусства.

DSC08375В соответствии с пожеланием создателя, вход в еще одно помещение открывает огромное лицо со зрачками-пупсами, безголовой куклой вместо носа и волосами из кукурузных початков. В создании этого артефакта участвовал как сам Дали, так и его друг Антони Пичот, в честь которого зал и был назван.

DSC04970На многих работах художника запечатлена его любима жена — муза Гала. «Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах» (1977 г.) — такое замысловатое название у картины.

DSC08372«Каждый может делать из увиденного выводы наиболее близкие его психике…», — говорил Сальвадор Дали. Даже и не знаю, какой вывод стоит сделать, смотря на крокодила с фонарем ).

DSC04967Одним из самых известных и интересных для туристов является «Зал Мэй Уэст». Комната создавалась по образцу рисунка Сальвадора Дали «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната». Глазами инсталляции служат 2 отретушированные фотографии с видами Парижа, нос – это камин с поленьями, а губы – диван. Дополняет сюрреалистический портрет огромный парик, вошедший в «Книгу рекордов Гинесса».

DSC08367Чтобы воспринять всю эту оптическую игру в целом, зритель должен подняться по лестнице и посмотреть сквозь уменьшающую линзу.

DSC08384Человеческие тела на многих картинах и объектах Сальвадора Дали имеют открывающиеся ящики, символизирующие память, а также мысли, которые хочется спрятать. «Голова Микеланджело» (ок. 1975 г.) с ящиком во лбу, из которого тянутся нити.

DSC04976И еще одна интересная картина, которую нам удалось сфотографировать, — «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941 г.). Дали еще раз подчеркнул, что люди и еда – его излюбленное сочетание.

DSC04969Музей рос и развивался, как живой организм: Дали менял и дополнял экспозицию до самой своей смерти 1989 г. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Сальвадора Дали замуровано в пол в одной из комнат «Театра-музея».

4234-Salvador_Dali_Crypt_in_Figueres

Выход из музея проходит через сувенирный магазинчик.

DSC04983Потом мы попадаем во внутренний дворик, где можно посидеть на лавочке и «прийти в себя» от увиденного.

DSC04982Возле «Театра-музея» находятся еще несколько интересных памятников. Первый из них посвящен художнику Эрнесту Мейсонье, которым Дали восхищался. Скульптура Мейсонье на пьедестале из автомобильных покрышек повторяется на площади три раза в идентичном варианте.

DSC08395Второй памятник — «Памяти Ньютона» — воздает честь этому ученому и открытой им силе тяжести, представленной свисающим с маятника яблоком-шаром.

DSC04992В двух шагах от «Театра-музея Дали» расположена Приходская церковь святого Петра, в которой художник и был крещен. Церковь построена преимущественно в готическом стиле.

DSC04989Пока шли от главной достопримечательности Фигераса к машине, успели увидеть «Каталонский музей игрушек» — самый большой в Европе. Здесь с 1982 г. собрана богатейшая коллекция игрушек (свыше 4 тыс. экз.), которые когда-то принадлежали таким известным личностям, как Сальвадор Дали, Федерико Гарсиа Лорка, Жоан Миро и др.

DSC04991

И еще одна жительница Фигераса.

DSC04990«Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон», — говорил Сальвадор Дали. Уверены, — ему это удалось! Впечатления после посещения «Театра-музея» потрясающие! Все увиденное просто не укладывается в голове! Хотелось бы еще раз вернуться? — Однозначно «ДА»!!!

 

 

 

 .

Leave a Reply

Войти с помощью: 

*

Next ArticleНеизведанная Коста-Брава