Находясь несколько дней в Лас-Вегасе, мы решили не только играть в казино, но и посмотреть главную достопримечательность соседнего штата – великолепный Гранд-Каньон. Этот природный объект расположен всего в 440 км от Вегаса и каждый день манит сотни туристов со всего мира. Ведь так хочется увидеть столь грандиозное творение природы своими глазами!
Если вы едете в Гранд-Каньон из Лас-Вегаса, — выезжать лучше пораньше (часиков в 6-7 утра). Хоть вся дорога кажется не такой уж длинной, но по пути есть несколько интересных мест для остановки.
Первая из них находится уже в 50 км от Лас-Вегаса. Дамба (плотина) Гувера (Hoover Dam) — уникальное гидротехническое сооружение, при строительстве которого человеческий разум столкнулся с природной стихией. Это национальная достопримечательность США и самая большая дамба в западном полушарии. А на подъезде к ней нас встречают вот такие запоминающиеся конструкции.
Идея строительства плотины родилась в 1922 году. Руководство штатов, через которые протекает река Колорадо, решило бороться с разрушительными наводнениями, вызванными бурной рекой. А также обеспечить многие засушливые регионы пресной водой и дешевой гидроэлектроэнергией.
Само возведение дамбы началось в 1931 году. Дамба Гувера сразу стала большой надеждой для многих тысяч безработных людей со всей Америки, так как ее строительство совпало с периодом «Великой депрессии» в США.
Изначально плотину планировали строить в каньоне Боулдер, поэтому масштабный архитектурный проект получил название «Boulder Canyon Project». Но после долгих споров окончательным местом возведения был выбран узкий Чёрный каньон, расположенный на границе штатов Невада и Аризона.
Строительство дамбы длилось 5 лет, а максимальное количество человек, одновременно задействованных на стройплощадке, достигло 5251. Необычная конструкция содержала массу новаторских инженерных идей, а еще именно здесь впервые стали использовать защитные каски.
Проект будущей супер плотины разрабатывался лучшими специалистами Бюро мелиорации США под руководством Джона Сэвиджа, а архитектурное решение ее зданий было выполнено Гордоном Кауфманном в стиле ар-деко.
Торжественная церемония открытия дамбы состоялась 30 сентября 1935 года. Именно тогда ее официально назвали в честь экс-Президента США — Герберта Гувера, который стоял у истоков строительства.
Дамба Гувера – это бетонная гравитационно-арочная конструкция высотой 221 м. Только представьте, ширина дамбы сверху — 13,7 м, а у основания – 201 м!
В строительстве использовано 6, 6 тонн бетона. Этого бы вполне хватило, чтобы вымостить двухрядную дорогу от Сан-Франциско до Нью-Йорка! (4622 км).
На каждой из двух башен дамбы установлены одинаковые часы, только одни показывают время штата Невада (Тихоокеанский часовой пояс), а вторые — Аризоны (Горный часовой пояс) с разницей в один час.
Со стороны Невады находится мемориальный комплекс в память о строителях и инженерах, трагически погибших при возведении плотины (официальное количество жертв — 96 человек). А две крылатые статуи-Республики, охраняющие флагшток с американским флагом, символизируют гениальность человеческого разума тех, кто общими усилиями «одинокие земли сделал плодородными». Есть поверье, что если дотянуться до кончиков пальцев ног Республик, можно получить частичку их силы и мудрости.
Сегодня содержание и поддержка дамбы Гувера полностью окупается за счет проданной электроэнергии и туристов. Например, многоуровневый паркинг на самой дамбе обойдется вам в 10 $. Для желающих ознакомиться с конструкцией «изнутри», предусмотрено несколько видов экскурсий (детальную информацию о них можно найти на официальном сайте: https://hooverdam.denisonparking.com/WebStore/shop/ViewItems.aspx?CG=HDVCTKTS&C=HDTKTS).
Большой популярностью у путешественников пользуются вертолетные туры над дамбой. В среднем цена за человека начинается от 70 $ (это максимум 10 минут в воздухе). Хотите увидеть больше, – цены сразу повышаются! Некоторые компании предлагают вылеты к достопримечательности из Вегаса, другие — от дамбы Гувера до Гранд-Каньона.
А еще дамба Гувера – излюбленное место многих кинорежиссеров. Ее неоднократно можно увидеть в фильмах «Универсальный солдат», «Супермен», «Жизнь после людей», «Разлом Сан-Андреас», «Трансформеры». Машина одного из туристов уж очень напомнила нам персонажа «Трансформеров».
После строительства плотины искусственно образовалось озеро Мид (Lake Mead) — крупнейшее водохранилище в США. Оно названо в честь Элвуда Мида, бывшего руководителя Бюро мелиорации.
Озеро тянется на 180 км вверх по течению реки Колорадо, а его объем превышает 35 км3. Водохранилище Мид регулярно снабжает пресной водой Аризону, Неваду и Калифорнию. А в 1964 году озеро Мид получило статус Национальной зоны отдыха США.
На этой фотографии видна белая полоса, образовавшаяся на скалах вокруг озера. Дело в том, что в 1983 году произошло существенное повышение уровня воды из-за большого количества осадков. Но через пару лет засухи и активного потребления воды из озера Мид, водохранилище стало мельче в среднем на 30 м. С тех пор на скалах остались видны отложения минералов.
До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), связывающее штат Аризона с мексиканской границей. После террористических актов 11 сентября движение автотранспорта по ней было ограничено. Проехать могут только туристы, но в конце дороги — тупик.
Повышенные меры предосторожности подтолкнули власти штата к строительству моста через Чёрный каньон в обход дамбы Гувера. Мемориальный мост Майка О’Каллагана – Пэта Тиллмана (Mike o’Callaghan – Pat Tillman Memorial Bridge) назван в честь заслуженного губернатора штата Невада и бывшего популярного игрока в американский футбол из Аризоны. А его народное название — Объезд Дамбы Гувера (Hoover Dam Bypass).
Мост, как и его «именитая подруга», бьет мировые строительные рекорды. Это первый композитный арочный железнобетонный мост, построенный в США.
Кроме того, он содержит самую длинную железобетонную арку в Западном полушарии. Длина моста — 579 м, а высота над уровнем реки Колорадо — 271 м.
Сегодня по мосту гуляют любопытные туристы, ведь отсюда открывается прекрасный вид на дамбу. А рядом расположен удобный (и бесплатный!) паркинг.
Мы переезжаем через мост и оказываемся в новом штате – Аризоне (Arizona).
К Гранд-Каньону ведет несколько дорог: мы выбрали сначала U.S Route 93, а потом поехали в сторону Тусаяна по 40 и 60 шоссе через Кингман (Kingman).
Тусаян (Tusayan) — это маленький курортный городок с население около 550 человек. Он был создан в 2010 году специально для обслуживания Национального парка «Гранд-Каньон» (Grand Canyon National Park) и местного аэропорта. В Тусаяне находится большое количество придорожных кафе и отелей.
А так выглядит пропускной пункт на южном въезде в Национальный парк.
Вы оплачиваете обязательный тариф в зависимости от вашего вида транспорта.
Без экскурсовода, конечно, трудно понять все маршруты, но при въезде нам выдали карту с основными смотровыми площадками. Да и по самой территории парка было множество указателей на главные достопримечательности (Grand Canyon Visitor Center, Geological Museum др.). Первая наша остановка — смотровая площадка Yavapai Point.
Увиденная картина просто потрясает! Масштабы нереальные, глаза пытаются найти горизонт.
Длина каньона — 446 км, ширина колеблется от 6 до 29 км, а глубина достигает 1800 м. И хотя Гранд-Каньон далеко не самый глубокий на планете, но он невероятно красивый и зрелищный.
Наблюдая за величественным творением природы, пытаешься осознать всю грандиозность каньона. Человек просто маленькая песчинка по сравнению с огромными скалами и неподвижными глыбами камней. Ни одна фотография не может передать увиденного в живую.
На территории Гранд-Каньона уже более 800 лет находятся резервации индейцев племен навахо и хавасупай. Сегодня они зарабатывают на туристах, сплавляя их по Колорадо на надувных плотах и спуская к подножию каньона на мулах.
Вдоль всего «разлома» по Национальному парку идет дорога Desert View Rd. На ней периодически появляются новые указатели с самыми выгодными и впечатляющими местами для остановки: Mather Point, Grandview Point и т.д. (обязательно становитесь на Desert View Watchtower! Там находится симпатичная смотровая башня). И так дорога вьется около 100 км!
И еще — не забудьте запастись теплыми вещами! Жаркий пустынный воздух возле каньона становится более прохладным. Мы застали снег и обрадовались зимним курткам, припрятанным в машине.
На улице уже совсем темно, температура за бортом — 1, едем в сторону Флагстаффа (Flagstaff) искать ночлег.
P.S.: Возле Гранд-Каньона есть еще одна очень красивая смотровая площадка, о которой мы, к сожалению, не знали. Grand Canyon Skywalk («Небесная тропа») — подковообразная смотровая площадка, выступающая от края каньона на двадцать метров. Главная изюминка данного сооружения — стеклянный пол, выполненный из сверхпрочного стекла! Одновременно «подкова» вмещает 120 человек, а бездна под ней уходит на глубину 1219 м. Точный адрес: 5001 Diamond Bar Road, Peach Springs, AZ 86434. Или сайт: http://www.grandcanyonwest.com/